• +7 (47363) 2-47-58
Калач, 1-я Подлесная ул, 3

Отчет о результатах самообследования за 2013 - 2014 учебный год

Отчет о результатах самообследования

 

МКДОУ «Калачеевский детский сад №4»

за 2013 - 2014 учебный год

С целью определения эффективности образовательной деятельности дошкольного учреждения за 2013/2014 учебный год, выявления возникших проблем в работе, а также для определения дальнейших перспектив развития ДОУ было проведено самообследование выполнения поставленных задач по основным разделам:

I. Выполнение годовых задач, поставленных перед коллективом;

II. Результаты образовательной деятельности;

III. Состояние здоровья воспитанников;

IV. Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов.

Детский сад успешно функционирует в течение 50 лет. В нем бережно сохраняются и развиваются лучшие традиции воспитания здорового поколения, обеспечение физического и психического здоровья ребенка, постоянно идет поиск новых технологий работы с детьми дошкольного возраста.

Здание МКДОУ расположено в жилом секторе и хорошо вписывается в окружающий ландшафт. Шумовой фон нормальный. Непосредственно участок детского сада занимает площадь примерно пол гектара, из них 20% занято лиственными деревьями. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников,  клумбы, огород. Опасных мест для прогулки на территории детского сада нет, удобрения и ядохимикаты на участке не применяются. Уровень освещённости, влажности соответствует санитарным нормам.

МКДОУ осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 1 сентября 2013 г., а так же следующими нормативно-правовыми и локальными документами:

- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» принятое в соответствии с Постановлением Правительства от 16 апреля 2012 года № 300 и, вступившим в силу с 1 мая 2012 года;

- Конвенцией ООН о правах ребёнка.

- Уставом МКДОУ.

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН от 2013г.;

- Договором между ДОУ и родителями (законными представителями) и локальными актами образовательного учреждения;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»

В МКДОУ функционирует 4 группы: 1 группа раннего возраста; 3 групп общеразвивающей направленности;

Режим работы Учреждения – 12 часов: с 07.00 до 19.00 при пятидневной рабочей неделе. Государственные праздники, суббота, воскресенье - выходные дни.

Основное внимание в 2013-2014 учебном году было уделено выполнению приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации, реализации государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики и запросов населения на образовательные услуги. МКДОУ «Калачеевский детский сад №4» реализует Основную общеобразовательную программу.

Для этого были выделены следующие задачи:

  1. Обеспечить условия для внедрения в работу ДОУ ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования: пополнить предметно-развивающую среду.

1. Развивать основные физические качества через подвижные игры и комплексную непосредственно образовательную деятельность (занятия по физическому развитию), разработанные с учетом классификации способов двигательной деятельности.

2. Развивать интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» через конструктивные способы взаимодействия с воспитанниками и взрослыми.

Дошкольное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и техническим персоналом.

В МКДОУ работают: заведующий, 4 воспитателя, музыкальный руководитель.

Высшее образование имеет: 3 человека, среднее специальное 2 педагога. 4 педагога имеют 1 квалификационную категорию, 1 педагог не имеют категории.

Педагоги не имеют задолженности по курсовой подготовке. Повышение квалификации педагогических работников осуществлялось в тесном взаимодействии с ГБОУ ДПО (ПК) ВО институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В 2013-2014 учебном году прошли курсовую подготовку по введению ФГОС 3 педагога.

Таким образом, профессиональная компетенция педагогического состава МКДОУ позволяет успешно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи с учетом современных требований.

Первое место в работе ДОУ было отведено изучению и введению в практику работы ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования. Деятельность ДОУ организована в соответствии с уставом, планами и локальными актами учреждения, обеспечена годовым и календарно-тематическим планированием. Содержание планирования включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Учитываются принципы модели организации образовательного процесса в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами.

ДОУ разработало план внедрения ФГОС в 2014-2015 учебном году.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграции. В процессе планирования учитываются следующие параметры:

  1. Общий объем непосредственно образовательной деятельности.

  2. Продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину).

  3. Перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности.

  4. Основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование.

  5. Образовательные области, задачи которых решаются в каждой из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности.

  6. Формы работы, в которых осуществляется непрерывная непосредственно образовательная деятельность.

С целью приведения календарного планирования в соответствие с ФГОС, в течение года работала творческая группа в составе: старшего воспитателя, воспитателей и специалистов. В процессе планирования соблюдаются следующие принципы:

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «»Художественно-эстетическое развитие»;

Еще один из ведущих принципов – это принцип комплексно-тематического планирования, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг общей темы, которая на определённое время становится объединяющей: «Моя семья», «Наш детский сад», «Золотая осень» и т.д. При выборе темы учитываются интересы детей, задачи воспитания и развития, текущие явления (например, времена года) и яркие события (например, праздники).

В нашем детском саду накоплен достаточный опыт проведения подобных тематических недель (Неделя здоровья, Неделя дружбы с природой, Неделя детской книги) и дней (День театра), что послужило хорошей основой для составления комплексно-тематического планирования на весь учебный год.

Педагогами ДОУ разработано комплексно – тематическое планирование на учебный год для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Темы недели различны в зависимости от возрастной группы.

В комплексно-тематической неделе за основу берется познавательное занимательное дело. К нему разработаны сопутствующие занятия (развитие речи, лепка, аппликация, конструирование, рисование), которые продолжают основную тему недели. В разных видах детской деятельности дети познают необходимый объем знаний, умений и навыков по теме.

Педагоги стали более тщательно планировать и организовывать образовательную деятельность не только на НОД (занятиях), а в течение всего пребывания ребенка в детском саду: через все виды детской деятельности, основной из которых является детская игра, что соответствует ФГОС.

Воспитателями тщательно продумывается содержание развивающей среды по возрастам. Они еженедельно стараются обновлять игровую и наглядную среду в зависимости от темы недели. При планировании педагоги предусматривают виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой. Иллюстрации, книги, игрушки, работы детей, использованные на тематической неделе, оформляются в группе, чтобы дети вне занятий повторно рассматривали, использовали для игры, беседовали со сверстниками в свободной обстановке и тем самым закрепляли свои знания по теме.

принцип взаимодействия с семьёй. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Родители принимают активное участие в жизнедеятельности детского сада: тематические выставки («Чудо-овощи», «Зимушка хрустальная», «Космос», выставки поделок для сюжетно-ролевой игры «Автодорога», «Магазин», «Салон красоты» и др.)

Хорошей традицией нашего детского сада стала организация различных смотров - конкурсов, в которых принимают активное участие и сотрудники детского сада, и родители, дети. (Конкурс новогодней открытки «Мы рисуем Новый год», «Новогодние поделки». «Лето – красное») Такие мероприятия, позволяют каждому проявить свои творческие способности.

Также родители оказывают большую помощь по благоустройству территории детского сада.

Как всегда на высоком уровне велась работа в плане оформления наглядной информации для родителей. Яркие, красочные, со вкусом оформленные стенгазеты, стенды и папки, газеты привлекают внимание родителей и оказывают немаловажное значение в их педагогическом просвещении.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Именно на это и направлен принцип взаимодействия с семьёй, обозначенный в тексте ФГОС.

В соответствии с ФГОС обучение детей строиться как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая постоянный рост их самостоятельности и творчества. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание педагоги осуществляют в повседневной жизни, совместной с детьми деятельности, путём интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.

Гарантия успешного осуществления педагогического процесса – культура развивающей среды, совокупность рационального использования рабочего времени, потребности педагогов в инновационной деятельности. В дошкольном учреждении обновляется и пополняется предметно-развивающая среда в центрах «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура». Развивающая предметная среда в ДОУ организована с учетом традиционных видов детской деятельности: игры, рисования, лепки, конструирования, театрально - художественной деятельности. Наиболее популярными являются игровые центры релаксации и зоны для свободной самостоятельной детской деятельности. Однако, имеются существенные проблемы, которые не позволяют детскому саду в достаточной мере обеспечить учебно-воспитательный процесс – недостаточная материально-техническая база ДОУ.

Большое значение в работе ДОУ имеют практические занятия по привитию детям навыков безопасного поведения. С этой целью оформлены уголки безопасности, изготовлены методические пособия, макеты, ширмы, имеются планы работы.

Сохранение и укрепление здоровья детей – еще одно из основных направлений работы ДОУ. Только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие, поэтому формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детского сада.

ДОУ организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Систематически проводятся: утренняя гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма, ритмическая гимнастика, медико-педагогический контроль, подвижные игры на прогулке, физкультминутки на занятиях. Организованы занятия, которые направлены на развитие скоростно-силовых качеств и выносливости детей, на профилактику плоскостопия у детей, укрепление опорно-двигательного аппарата, приобщение к здоровому образу жизни.

 

Педагогический коллектив ДОУ уделяет должное внимание закаливающим процедурам, которые подходят для детей всех трех групп здоровья, а это щадящие методы закаливания: игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна, включающая релаксационную и дыхательную гимнастику, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей; хождение босиком по «дорожке здоровья», утренний прием на свежем воздухе, и др.

 

Питание детей организовано в групповых комнатах согласно СанПиНа, 4-х разовое, для всех детей Поставки продуктов питания организованы на договорной основе. Пищеблок оборудован соответствующими СанПиНа цехами, штатами и необходимым технологическим оборудованием. Основой организации питания детей в ДОУ является соблюдение рекомендуемых наборов продуктов и рационов питания, позволяющих удовлетворить физиологические потребности дошкольников в основных пищевых веществах и обеспечить их необходимой калорийностью. В ДОУ соблюдается рецептура и технология приготовления блюд, оставляется суточная проба готовой продукции, выполняются нормы вложения сырья, вкусовое качество приготовленных блюд соответствует требованиям.

В соответствии с задачами годового плана была проведена методическая работа, в основе которой лежал дифференцированный подход к каждому педагогу в зависимости от квалификации и стажа работы, что позволило повысить его компетентность:

Педагогический совет на тему «Игра как эффективная форма оптимизации двигательной активности детей» - позволил представить опыт работы в образовательной области «Физическое развитие»;

  • Консультация для воспитателей всех возрастных групп:

- «Использование народных игр оптимизации двигательной активности детей на прогулке» способствовала созданию благоприятной предметно- пространственной среды для развития оптимизации двигательной активности воспитанников;

Консультация «Развитие двигательной активности детей на прогулке», позволила уточнить знания молодых специалистов о системе индивидуальной работы по физическому развитию.

Консультации для молодых специалистов групп:

- «Создание предметно-пространвтвенной среды центра двигательной активности в соответствии с задачами образовательной программы МКДОУ;

- «Проведение прогулки с повышенной двигательной активностью»;

- «Особенности проведения упражнений с предметами и без них , позволили повысить уровень профессионализма воспитателей;

  • Информационно-аналитическая деятельность:

«Анализ результативности оздоровительной просветительской работы с воспитанниками», дал возможность целенаправленно планировать воспитательно- образовательный процесс (в режимных моментах), с воспитанниками, для оздоровительной и просветительской работы;

  • Открытые просмотры

Форма – развлечения, НОД (занятия), через интеграцию образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Внедрение эффективных методов и приемов при организации работы с воспитанниками по развитию основных физических качеств и потребность в двигательной активности:

- в средней, старшей, подготовительной группе.

 

Форма – прогулка:

организация двигательной деятельности на прогулке с детьми с использованием снежных построек.

  • Выставка развивающих игр и пособий:

«Олимпийские игры» (спортивный инвентарь в НОД (занятиях по физическому развитию) и в самостоятельной деятельности);

Семинар - лекция (для всех воспитателей)

Тема: «Как помочь ребенку удовлетворить потребность в движении»

совершенствовалось профессиональное мастерство и конкретизировать знание педагогов по данному вопросу.

Анкетирование воспитателей по вопросу:

«Приёмы организации спортивных игр и упражнений в режиме двигательной активности воспитанников», которое помогло выявить проблемы организации спортивных игр.

Работа творческой группы:

Тема: «Содержательное обеспечение физического воспитания в образовательных учреждениях образовательного типа» помогла адаптировать к условиям дошкольного учреждения программу комплексных занятий по физической культуре для детей 5-6 лет и разработать систему комплексных занятий для воспитанников 4-5 лет.

Неделя новатора

«Эффективные формы работы с воспитанниками, направленные, на оптимизацию двигательной активности»

- НОД по физическому развитию (зал)

- индивидуальная работа с детьми по физическому развитию в группе.

Помогла в совершенствовании педагогического мастерства.

Оснащение педагогического процесса:

- разработка конспектов НОД (занятий). Образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие» были разработаны картотеки народных игр, спортивных игр, в образовательной области «Физическое развитие»;

В результате проведенной системы мероприятий (консультаций, семинаров - практикумов, просмотров НОД) педагоги не только теоретически повысили свой уровень, но и на практике овладели методами и приемами оздоровительно – просветительской работы с воспитанниками, направленными на формирование и развитие интегративных качеств. Это позволило повысить уровень развития знаний воспитанников в образовательной области «Физическое развитие» и развить основные физические качества.

Активное участие в работе по решению данной задачи приняли специалисты МКДОУ: старшая медсестра МКДОУ, музыкальный руководитель, которые проводили консультации, участвовали в семинарах-практикумах, в смотрах-конкурсах и выставках..

Во всех возрастных группах была создана соответствующая возрастным особенностям воспитанников, предметно – пространственная среда (была пополнена образовательная область «Физическое развитие» дидактическими играми, пособиями, атрибутами), что значительно повысило оптимизацию двигательной активности воспитанников.

Педагоги в своей работе использовали наиболее эффективные формы, методы и приемы организации работы организации оздоровительной работы с воспитанниками: утреннюю гимнастику, физкультурную непосредственно образовательную деятельность, психогимнастику, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на свежем воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники и Дни здоровья. Используя дидактический материал с выставки в методическом кабинете, направленный на развитие основных движений и развитие базовых способов двигательной деятельности, педагоги побуждали воспитанников включать в игры элементы двигательной активности (бег, лазание, прыжки, упражнения). Следует отметить работу воспитателей Шиловой Е.Б., Корнеевой З.М. , которые сумели использовать в своей работе развивающие программы и технологии, адаптируя их к особенностям развития воспитанников группы, к имеющимся условиям и формируя каждое интегративное качество в соответствии с задачами образовательной программы.

К решению данной задачи привлекались и родители воспитанников. Информация в родительских уголках помогала привлечь внимание, сделать особый акцент на важность решения проблемы развития основных движений у детей в условиях дома, семейного воспитания. Консультации и беседы со специалистами были направлены на обогащение опыта родителей по профилактической работе оздоровительных мероприятий (закаливание водой, самомассаж, использование элементов релаксации, продолжительные прогулки на свежем воздухе, спортивные развлечения и т.д.) Но следует отметить, что возникла проблема безразличия некоторых родителей, которые не использовали советы специалистов и продолжали относиться к физическому развитию своих детей посредственно.

Для успешного выполнения второй задачи годового плана были организованы мероприятия:

Педагогический совет на тему «Формирование осознанного конструктивного взаимодействия детей и взрослых (в семье, обществе, государстве, мире, природе)», который способствовал повышению квалификации педагогов ДОУ.

Консультации для воспитателей всех категорий: «Истоки диалога» систематизировали по возрастному принципу дидактические игры, беседы.

Консультации для воспитателей всех категорий«Проектная деятельность в ДОУ», «Игры и упражнения, направленные на формирование связной речи воспитанников о мире вещей, природе», помогла подобрать эффективные приёмы для работы с воспитанниками.

Практикум Тема: «Эффективные методы и приёмы формирования конструктивных способов взаимодействия детей в природе, обществе, семье» позволил совершенствовать умения педагогов дать знания и сформировать навыки поведения воспитанников в природе, обществе, семье.

  • Открытые просмотры:

Форма – НОД, режимные моменты «Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире» (в группе раннего возраста «Цыплёнок», в средней «Капелька», подготовительной «Светлячок», старшей «Радуга» группах) выявили передовой опыт работы.

Выставки: многофункциональные ширмы (образовательные области «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»)

Педагоги разных возрастных групп овладевали методами организации и руководства сюжетно - ролевыми играми, у педагогов повысился уровень овладения словесными методами и приёмами работы воспитанниками.

На Педагогическом совете «Реализация основной общеобразовательной программы МКДОУ. Подготовка к летней оздоровительной работе» были рассмотрены результаты работы по выполнению задач основной образовательной программы МКДОУ в 2013-2014 учебном году..

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что:

95% родителей отметили деятельность коллектива как положительную;

из них 90% опрошенных отметили, что физическое развитие воспитанников улучшилось;

10% считают, что физ. развитие без динамики;

40% родителей считают, что заболеваемость детей в течение года уменьшилась вдвое;

85% считают, что в течение года в МКДОУ проходило много мероприятий, направленных на физическое и интеллектуальное развитие воспитанников, как через организованную и самостоятельную деятельность по физическому развитию, так и через другие виды деятельности.

Из всего вышесказанного следует, что педагоги МКДОУ способствуют становлению у воспитанников ценностей здорового образа жизни, обеспечивают условия для достижения социально задаваемых норм физического развития и физической подготовленности воспитанников, для развития умственных и познавательных, творческих способностей воспитанников, формирования интегративных качеств, реализуя индивидуальный подход к воспитанникам.

Дошкольное учреждение проводит целый ряд мероприятий по обогащению и озеленению своей территории: субботники, уход за клумбами в весенне-летний период. Коллектив М КДОУ организует работу летом так, чтобы детям было интересно в детском саду, а родители (законные представители) были спокойны за их здоровье. Летний период года благоприятен для решения таких задач, как: оздоровление детей, познавательное развитие детей, художественно-эстетическое, социальное развитие. Составляется план организационно-хозяйственной работы в летний период времени каждого ДОУ.

Заключение

Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям и к организации в них воспитательно – образовательного процесса. В МККДОУ разрабатывается проект основной общеобразовательной программой дошкольного образования в учётом ФГОС. Цели:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 

Задачи:

 

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Современное общество стоит перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен.  МКДОУ «Калачеевский детский сад №4» активно ведет поиск нового облика образовательного учреждения, отвечающего запросам времени, Федеральным государственным образовательным стандартам, соответствующего потребностям и запросам родителей (законных представителей), индивидуальности развития  каждого ребёнка.